Основной процент отказов дизельных двигателей – отказ топливной аппаратуры. По причинам неисправностей топливной аппаратуры дизели дымят, перерасходуют топливо, теряют пусковые свойства.
Из-за неисправностей только топливной аппаратуры автомобильный дизель объемом 2.5 – 3.0л «пережигает» до 100кг топлива за 10тыс. км пробега.
Исследования показали, что при регулярной диагностике и своевременном техническом обслуживании можно существенно снизить топливные потери и продлить срок службы дизельного двигателя на 15-20%. При своевременном обнаружении и устранении неисправности одной форсунки (раскоксовка распылителя, промывка, притирка, регулировка давления впрыска) за те же10тыс. км пробега экономия топлива составляет 10-15л.
Для получения диагностической информации о состоянии механических форсунок дизельной топливной аппаратуры не обязательно прибегать к сложным и дорогостоящим электронным и компьютерным системам диагностики. Из практики техобслуживания известно, что опытные механики до 80% неисправностей и отказов ДВС определяют с помощью органолептических методов, простых тестов и простейших механических средств диагностики.
Одним из таких простейших механических средств диагностики является механотестер топливной аппаратуры МТА-2.


Фото: Механотестер МТА-2.
Это базовый прибор для проведения «безразборным» методом оперативной диагностики и оценки состояния механических форсунок дизельной топливной аппаратуры.
Внимание! Диагностика механотестером МТА-2 не применима к электронно-механическим форсункам топливной системы типа Common Rail современных дизелей.
Механотестером топливной аппаратуры МТА-2 исправность механических форсунок проверяется по трем показателям:
- качество распыливания топлива
- давление впрыска
- герметичность запорной иглы
При диагностировании форсунки с помощью МТА-2 у качественного распылителя наблюдается явление «дробящего» впрыска, когда игла совершает частые подъемы и посадки, резко отсекая струи топлива.
При этом гидравлическая система совместно с иглой совершает незатухающие периодические колебания от постоянного источника энергии. Фактором, способствующим колебанию иглы, и, соответственно, появлению звукового эффекта, служит турбулентная пульсация топлива в щели между запирающим конусом и седлом, и срыв вихрем топлива с иглы. У распылителя, имеющего «звучный» впрыск, исследуемые процессы имеют колебательный характер с частотой тона 1 – 1.2 кГц.


Фото 1(слева) Диагностирование механотестером МТА-2 впрыска
топлива дизельными форсунками. Хорошо просматривается
туманообразное распыление форсункой, имеющей «звучный» впрыск.
Фото 2 (справа) Диагностирование механотестером МТА-2 впрыска топлива дизельными форсунками. Хорошо просматривается струйное распыление при отсутствии “звучности” впрыска.
Это явление (эффект) позволяет осуществлять проверку форсунок без их демонтажа с двигателя.