Компрессионно-Вакуумная диагностика (КВД) двигателя – вид инструментальной диагностики, относящейся к разряду специфичных, но являющейся простым и доступным способом определения состояния самой сложной, закрытой и труднодоступной части силового агрегата автомобиля – цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) двигателя внутреннего сгорания (ДВС). КВ-диагностике подлежат все типы высокооборотных двигателей (отечественные и зарубежные).
Никакая другая диагностика не применима для этой цели!
КВ-диагностика не требует привязки к стационарному объекту техобслуживания. Может применяться «в полевых условиях». Проводится «безразборным» методом в режиме штатной эксплуатации агрегата.
КВ-диагностика имеет сравнительно высокую информативность о внутреннем состоянии двигателя:
– при упрощенном способе замера компрессии – 22%
– методом КВ-диагностики – 80%
Чрезвычайно точная оценка технического состояния ЦПГ (гильз /цилиндров и поршневых колец), проверка работоспособности клапанов ГРМ, целостности прокладки ГБЦ возможны благодаря способу вакуумного метода диагностирования ЦПГ ДВС с применением механического диагностического портативного оборудования – Переносного Диагностического Комплекта (ПДК)(см. «Приборы ПДК») , главная роль в котором принадлежит прибору – Анализатору Герметичности Цилиндров (АГЦ-2) (см. «АГЦ-2. Принцип его работы»)
Что определяет Компрессионно-Вакуумная диагностика (КВД). Почему КВ-диагностика – крайне необходимая процедура для двигателя
1. Компрессионно-вакуумный метод – это способ замера через свечные/форсуночные отверстия трех параметров двигателя: компрессии, полного вакуума и остаточного вакуума. На основании этих показаний и расчетных данных предоставляется точная и полная информация о рабочем состоянии двигателя.
2. КВ-диагностика точно устанавливает, например, что снижение давления сжатия может быть вызвано не только износом гильз цилиндров, поршней, компрессионных колец, но и другими причинами, основными из которых являются:
- нарушение тепловых зазоров в клапанном механизме;
- износ направляющих втулок клапанов;
- прогорание клапана или поршня;
- негерметичность впускных и выпускных клапанов;
- дефекты прокладки ГБЦ;
- закоксовывание поршневых колец, их поломка и т.д.
КОМПРЕССИОННО – ВАКУУМНАЯ ДИАГНОСТИКА ОПРЕДЕЛЯЕТ: |
Степень износа по каждому цилиндру | 1. Показатель износа по всем цилиндрам должен быть приблизительно одинаковым и соответствовать реальному пробегу автомобиля. В случае несоответствия стоит задуматься о применяемом в двигателе масле. 2. По степени износа цилиндров определяется остаточный ресурс двигателя. |
Реальный пробег двигателя по показателям износа гильз цилиндров | Динамическая пневмоплотность зазоров «поршень-цилиндр» – диагностический показатель, анализ которого скажет о характере предыдущей эксплуатации автомобиля, покажет степень остаточного ресурса двигателя, позволит точно определить реальный пробег двигателя и вскроет добросовестность продавца (при покупке б/у автомобиля). |
Состояние износа, коксования, залегания, поломки поршневых колец по цилиндрам | Данные показатели объяснят причину повышенного расхода масла, причину ухудшения динамики автомобиля. Нужно помнить: закоксовка ведет к повышенному износу цилиндров. |
Работоспособность и герметичность прилегания клапанов ГРМ и состояние гидрокомпенсаторов | Очень важно держать на контроле работоспособность клапанов ГРМ и гидрокомпенсаторов. Их неправильная работа по причине износа либо подклинивания ведет к несвоевременному открытию/закрытию клапанов ГРМ, что может привести к их прогару, заклиниванию и поломке. Неплотное закрытие клапанов также возникает из-за нагара на рабочей поверхности. На некоторых двигателях износ гидрокомпенсаторов влечет за собой повышенный износ кулачков распредвала. |
Перегрев двигателя и его степень | После определения степени перегрева ДВС можно своевременно принять меры, которые спасут двигатель от дорогостоящего капитального ремонта. Для справки: перегрев ДВС приводит к повышенному сажеобразованию и коксованию поршневых колец. Перегрев сильной степени приводит к повреждению прокладки ГБЦ, к трещинам и короблению самой ГБЦ с последствиями, приводящими к дорогостоящему ремонту. |
Несоответствие степени износа ЦПГ ДВС реальному пробегу с анализом причин | Проводится анализ правильности выбора масла, качества применяемого топлива, своевременность замены фильтров, закоксованности поршневых колец. |
Качество проведенного капитального ремонта двигателя | КВ-диагностика точно покажет соответствие вакуумных показателей номинальным. Отклонения аргументировано определят и оценят качество проведенного капитального ремонта. |
Эффективность воздействия РВД-препарата на поверхности трения в сравнении | КВ-диагностика фиксирует показатели состояния ЦПГ ДВС «до» и «после» применения РВД, на основании существенной разницы которых проводится оценка эффективности РВД- обработки. |
ЭНДОСКОПИЯ И ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ МАСЛА |
Эндоскопия камеры сгорания каждого цилиндра | Процедура, входящая в КВ-диагностику, на предмет визуальной проверки целостности хона каждой гильзы цилиндра, следов «масляного голодания», задиров; визуальный осмотр клапанов (где это возможно), количество и характер сажеобразования на донышке поршня, наличие «живого» масла на поршне. |
Проверка состояния «работоспособности» масла двигателя методом бумажной хроматографии | Процедура, входящая в КВ-диагностику, на предмет определения количества загрязнений и продуктов износа в масле. Проверка обводненности масла, наличие топлива в масле, проверка работоспособности масла и его остаточного ресурса. |
КВ – ДИАГНОСТИКА – КРАЙНЕ НЕОБХОДИМАЯ ПРОЦЕДУРА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ В СЛЕДУЮЩИХ СОСТОЯНИЯХ: |
Состояние «напрашивающегося» капитального ремонта | Состояние, при котором работа двигателя в нормальном режиме становится невозможной и часто оказывается диагнозом на капитальный ремонт ДВС, что далеко не всегда правильно. В 60% случаев это оказывается «кажущимся» диагнозом после прохождения процедуры КВ-диагностики двигателя. Восстановить рабочие показатели двигателя возможно без капремонта, подключив еще одну процедуру – РВД-обработку ДВС. |
Двигатель «малохоженный», с «небольшим» пробегом | Ошибкой было бы надеяться на долговременную и беспроблемную работу силового агрегата, как самого надежного в автомобиле. Кажущаяся «отличная» работа ДВС может на деле оказаться большой скрытой проблемой. Процедура КВ-диагностики двигателя вовремя поможет выявить «букет» скрытых дефектов по отклонениям от номинальных показателей и определить: – закоксованность и залегание поршневых колец, их поломку; – поломку поршневых перегородок; – повышенный износ цилиндров. |
Двигатели «гаражного хранения» или «сезонного использования», «контрактные» двигатели, двигатели, долго стоящие на «консервации». | В двигателях, долго не эксплуатируемых, возможно залегание и залипание поршневых колец, в них могут возникнуть нежелательные процессы, в т. ч. эл/хим. коррозия, охрупчивание и старение металла, которые могут привести к печальным последствиям. Такие состояния достоверно выявляются КВ диагностикой и устраняются применением РВД- препарата. В «контрактных» двигателях с неизвестными историями их эксплуатации возможно наличие скрытых дефектов, кокса, масляной «грязи». Такие двигатели просто необходимо подвергать КВ-диагностике. |
КВ-ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЯ НЕОБХОДИМА КАК МИНИМУМ В ТРЕХ СЛУЧАЯХ: |
КВ-диагностика – важная и необходимая процедура для любого ДВС
Рано или поздно любой двигатель изнашивается до состояния, при котором его дальнейшая работа в нормальном режиме становится невозможной. Начинают проявляться следующие проблемы:
- повышенный расход масла или топлива;
- существенное уменьшение показателя компрессии хотя бы в одном цилиндре;
- неравномерная работа двигателя;
- снижение мощности (ухудшение тяги двигателя);
- проблемы с запуском при отрицательных температурах;
- повышенная шумность работы и вибрация двигателя;
- повышенное дымление через вентиляцию картера;
- увеличение дымности через выхлопную систему (глушитель).
По вышеперечисленным проблемам уверенно напрашивается однозначный приговор двигателю на капитальный ремонт. КВ-диагностика часто (в 60%) опровергает такие «приговоры».
Только КВ-диагностика мотора позволяет выявить и определить :
○ реальный пробег автомобиля с точностью до 15-20 тыс.км;
○ степень коксования поршневых колец раздельно по цилиндрам;
○ наличие перегрева двигателя;
○ поломку поршневого кольца либо перегородки поршня.
Преимущества КВ-диагностики
- Не требует стационарной привязки к объекту техобслуживания, связанной с организацией места и наличием подъемника.
- Не требует значительных капитальных вложений для сервисного технического оснащения.
- Выполняется современным методом «безразборного» диагностирования ЦПГ ДВС; для организаций и предприятий является возможностью проведения внутреннего технического аудита на предмет проверки состояния автомобильной техники независимо от мнений ответственных лиц. А в сочетании с РВД-технологией дает возможность проводить мероприятия по снижению в несколько раз затрат на ГСМ и капитальные ремонты.
- Экономически выгодна: своевременно проведенная Компрессионно-Вакуумная диагностика ЦПГ ДВС (самой закрытой и труднодоступной внутренней части двигателя) может предупредить возникновение множества проблем, способных привести к дорогостоящему капитальному ремонту. В сравнении, при небольшой стоимости услуги КВ-диагностики капитальный ремонт может перевалить далеко минимум за 50 тыс. руб. Экономия еще более очевидна, если учесть временные затраты на проведение КВ-диагностики по сравнению с неприятной перспективой долговременной остановки автомобиля для производства ремонтных работ.